Функционирование любого предприятия невозможно без учета его финансовой политики. Если расходных операций будет слишком много, то организация может влезть в долги или вовсе объявить банкротство. Поэтому важно проводить учет всех финансовых операций.
Для проверки экономического положения компании проводится множество проверок, самая главная из них из них — это аудит расходов и доходов предприятия. В статье узнаем, что такое аудит доходов и расходов организации и как проводится внутренний аудит расходов.
Что такое аудит доходов и расходов?
Аудит доходов и расходов (АДиР) — это особая финансовая проверка, во время которой проверяются ее расходные и доходные операции. Она позволяет узнать, как именно движутся денежные потоки и соответствуют ли финансовые операции текущему законодательству РФ.
Аудит учета доходов и расходов организации проводится компанией по собственному усмотрению, а выполняют АДиР любые предприятия. Это могут быть торговые предприятия, металлургические заводы, юридические компании и так далее.
Какие существуют виды АДиР?
📌 Аудит коммерческих расходов регулируется законом, а основные правила изложены в Положениях по бухучету 9/99 и 10/99, а также Приказ Минфина РФ №66.
Во время аудита проверяются все основные финансовые показатели компании — расходы на производство, траты по бухучету, налоговые отчисления, доходы по основным продажам, доходы по производству, прибыль за инвестирование и другие.
Чаще всего он проводится по таким сценариям:
- АДиР для нужд бухгалтерского отдела. Позволяет убедиться, что вся документация соответствует реальному положению и не нарушает текущее законодательство РФ. Например, небольшая компания хочет перейти на льготный режим налогообложения — в таком случае ей нужно убедиться, что ее финансовое положение позволяет это сделать.
- Аудит эффективности расходов. Позволяет оценить, как именно расходовался бюджет и возможно ли оптимизировать расходы. Достаточно часто такую проверку заказывают государственные организации, которые испытывают проблемы с финансированием.
- Аудит расходов на продажу. Сюда входит оценка всех финансовых операций, которые нужны для поддержания жизнеспособности торговой организации. Например, это траты на закупку продукции, транспортные расходы, реклама, зарплата работникам и другие.
- Аудит расходов будущих периодов. С помощью этого исследования можно примерно оценить будущие расходные операции, что позволит компании оптимизировать свою финансовую политику. Например, такое исследование может показать, уйдет ли компании в минус в следующем отчетном периоде.
Существует такая особая категории проверки — аудит прочих доходов и расходов.
Сюда включаются все финансовые операции, которые не попали в основные счета бухгалтерской отчетности — например, отчисления по штрафам или инвестиционным проектам. Более подробно эту категорию мы рассмотрим в конце нашей статьи.
Какие вопросы решает аудит прочих доходов и расходов?
Аудит расходов периода может решать множество вопросов в зависимости от поставленных целей. Перечень вопросов, выносимых на проверку, определяется на начальном этапе работ, а руководитель может выносить на проверку как один, так и несколько вопросов.
Обычно АДиР проводится для решения следующих вопросов:
- Соответствует ли экономико-учетная политика бухгалтерскому учету организации, поиск внутренний ошибок.
- Проверка организации документооборота, верификация факта передачи первичной документации бухгалтеру.
- Верификация инвентаризации имущества, проверка результатов отчетности по имуществу организации.
- Проверка законности финансовый операций, верификация налоговой отчетности и социальных отчислений.
- Верификация учетных регистров и отчетности по данным главной книги предприятия.
- Изучение текущего положения компании с целью прогнозирования доходных и расходных операций в будущем.
- Оптимизация расходных и доходных операций, изменение финансовой, налоговой политики организации.
Алгоритм проведения аудита
Аудит расходов организации и доходных операций назначает руководитель компании или совет директоров. В некоторых случаях бухгалтер его может инициировать самостоятельно, если возможность такой процедуры прописана в уставе.
Аудит расходов предприятия выполняют по такому алгоритму:
- На предварительном этапе собираются все необходимые бумаги и документы, отражающие финансовую деятельность организации. Это бухгалтерские отчетности, локальные нормативные акты, результаты предыдущих проверок, внешние аудиторские запросы и так далее.
- После этого происходит перекрестное сравнение документации. Проверяется корректность заполнения полей, а также выполняется повторный подсчет доходных и расходных операций. Получившиеся результаты сравниваются с документацией.
- Полученные данные сравниваются с информацией по первичному учету. При необходимости может проводиться инвентаризация имущества, получение выписок из банков и другие операции, которые позволят проверить, что отчетность соответствует реальному положению дел.
- В случае некоторых форм аудита могут проводиться дополнительные проверки. Например, если проводится аудит эффективности бюджетных расходов, то может проводиться изучение и анализ рыночной конъюнктуры, которая покажет, что расходные операции были оправданными.
Кто может проводить АДиР?
Проводить аудит доходов и расходов предприятия могут любые уполномоченные лица, у которых есть соответствующие навыки и опыт.
Если проверку проводить сторонняя организация, то лицензия ей не требуется, однако у нее должен быть оформлен статус СРО.
В качестве аудитора могут выступать три категории лиц:
✔️ Внутренние бухгалтеры организации
В данном случае АДиР выполняет штатный работник организации, который занимает должность бухгалтера. Этот подход удобен, поскольку позволяет минимизировать расходы организации на наем стороннего сотрудника.
Однако он обладает одним недостатком — если есть подозрение, что бухгалтер методично подделывает отчетность из злого умысла, то имеет смысл найти аудитора на аутсорсе.
✔️ Частные предприниматели, оказывающие услуги аудитора
В данном случае в штат организации временно принимается сотрудник, который проведет необходимую проверку. Этот подход удобен тем, что у внешнего аудитора нет собственных интересов в организации, поэтому результаты проверки будут обладать повышенной достоверностью (внутренний бухгалтер может подделывать документы по своим мотивам).
✔️ Коммерческие организации, оказывающие услуги аудитора
Аудит представительских расходов и доходов могут также выполнять коммерческие компании со статусом СРО. Аудиторская компания заключает с организацией внешнее соглашение, а сотрудники аудитора не переходят в штат компании.
Внешний аудитор-компания хорош в случае проверки крупных организаций, когда существует риск мошенничества со стороны штатного бухгалтера.
Результаты аудита
По результатам проверки составляет итоговый акт, в котором отражается вся необходимые информация. Это данные по расходам и доходам, оценка эффективности инвестиций, проверка корректности заполнения бухгалтерской документации и так далее.
Помимо этого аудитор может составлять тематические советы и рекомендации, позволяющие оптимизировать доходные и расходные операции компании.
Бывает так, что во время аудиторской проверки выявляются ошибки бухгалтерской отчетности.
Что происходит в таком случае:
👉 Если ошибки несущественны, то во внутреннюю документацию вносятся исправления без уведомления государственных органов. Обычно это пропуски в заполнении некоторых полей, небольшие неучтенные суммы и так далее.
👉 Если же ошибки существенны, то необходимо не только внести исправления, но и уведомить государственные органы (в первую очередь налоговую), а также контрагентов. Также следует выплатить неучтенные налоги.
Что такое аудит прочих доходов и расходов?
Аудит прочих доходов и расходов — это особый вид проверки, во время которой проверяются расходные и доходные операции организации, которые отражены в счете 91. Фактически сюда включаются все финансовые операции, которые не отражены в других счетах.
Например, это штрафные пени, временные операции с активами, доходы по договорам товарищества, курсовые операции и другие.
Проводится такая проверка отдельно от остальных аудитов, а проводить ее могут также штатные бухгалтеры компании или сторонние организации по договоренности.
Главными задачами аудита прочих доходов и расходов являются:
- Проверка правильности заполнения счета 91, верификация доходных и расходных операций, которые могли не быть отражены в этом счету по ошибке.
- Проверка состояний счетов по договорным операциям, изучение и сверка отчетных бумаг, в которых отражаются расходы/доходы организации.
- Формирование итогового отчета, в котором отражается правильность заполнения бухгалтерской документации. При выявлении ошибок — их устранение, а также составление тематических рекомендаций.
Заключение
Подведем итоги нашей статьи. АДиР позволяет оценить финансовое положение компании по основным доходным и расходным статьям.
Заказывают такое исследование руководители организации, а также бухгалтеры.
Исследование может проводиться по различным сценариям, а на проверку могут выноситься различные вопросы. Например, как эффективно расходуются денежные средства, нет ли ошибок в отчетности и так далее.
Алгоритм АДиР стандартный — сотрудник компании или организация по договору изучает документы, проводит инвентаризацию и составляет итоговый отчет.