Внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств

Аудит бюджетных средств

Денежными средствами казенного, бюджетного или автономного учреждения распоряжается его главный администратор.

Помимо этого лица в структуре любого государственного или муниципального учреждения есть еще одно лицо, которое взаимодействует с подведомственными распорядителями и/или получателям бюджетных средств. Такое лицо называют распорядителем денежных средств.

В нашей статье мы узнаем, как выглядят бюджетные процедуры внутреннего финансового аудита этого лица и какова программа внутреннего финансового аудита главного распорядителя.

Кто такой главный распорядитель бюджетных средств?

Распорядитель денежных средств — это государственный орган, который занимается распределением бюджетных денег, устанавливает лимиты ассигнования, а также выполняет ряд вспомогательных обязательств по отношению к получателю и подведомственному распорядителю в соответствии с законом.

☝️ Обратите внимание, что распорядитель занимается исключительно государственными организациям — в частных компания такой орган отсутствует.

В качестве распорядителя могут выступать следующие структурные единицы:

  • Органы государственной власти по работе с бюджетными фондами.
  • Органы местного самоуправления по работе с бюджетными или внебюджетными фондами.
  • Крупные учреждения, задействованные в области науки, культуры, образования или медицины.

Например, у нас есть муниципальная школа, которая финансируется за счет средств государственного бюджета. Распределением денег и установлением лимитов по финансированию таких школ обычно занимаются местные отделы по образованию, которые помимо школ могут работать и с другими учреждениями (например, с университетами или школами-интернатами). Именно эти отделы и будут выполнять функции распорядителей денежных средств.

Для чего нужен аудит главного распорядителя бюджетных средств?

Для контроля операций применяется внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств. В большинстве случаев он проводится минимум один раз в году, а итоговая отчетность сдается в надзорные органы.

Инициировать внутренний финансовый аудит главного распорядителя может администратор, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Объектами аудиторской проверки выступает внутренняя бухгалтерская документация, составляемая по результатам финансовых операций.

Объекты аудита это внутренняя документация

Задачи финансового аудита следующие:

  1. Проверка документации на соответствие законам Российской Федерации.
  2. Сверка расходных и доходных операций, контроль финансовых потоков.
  3. Поиск ошибок и недочетов, составление рекомендаций по их устранению.
  4. Оценка достоверности финансовых отчетов по предоставленным данным.
  5. Подготовка организации к обязательным проверкам (например, по налогам).
  6. Предупреждение злоупотреблений и мошенничества в области распоряжения деньгами.

Аудиторская проверка распорядителя во многом похожа на внутренний финансовый аудит компании, хотя между ними есть множество различий. Более подробную информацию читайте в статье «Аудит финансовой отчетности. Обязательный аудит финансовой отчетности.»

Проведение аудиторской проверки

Внутренний финансовый аудит в бюджетном учреждении регулируется законом, а основными регулирующим документами являются N 199-ФЗ, Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс и другие.

Ниже мы рассмотрим, кто проводит внутренний финансовый аудит, в каком порядке он осуществляется и обязательно ли его проводить.

Порядок проведения аудита

Организация внутреннего финансового аудита главного распорядителя выглядит так:

✔️ Администратор бюджетных учреждений либо его официальный представитель находят аудитора. Это может быть компания либо частное лицо (ниже мы более подробно узнаем, кто осуществляет внутренний финансовый аудит). Он заключает договор, оговаривает перечень вопросов, оплачивает полную стоимость соглашения.

✔️ После этого утверждается план проведения предстоящей проверки. Помимо этого администратор подписывает приказ о проведении внутреннего финансового аудита, а также уведомляет всех сотрудников. Обычно это бухгалтерский отдел, а также вспомогательные структурные и функциональные единицы распорядителя.

✔️ В назначенное время выполняется внутренний и внешний финансовый аудит на основании заключенного договора.

Работы могут выполняться по камеральному методу (когда бумаги передаются представителем казенного учреждения), по выездному методу (когда аудитор сам собирает и изучает бумаги) либо по комбинированному методу (когда комбинируется камеральный и выездной подход).

✔️ Бумаги изучаются различными способами. Это может быть сверка данных по заполненным счетам, подсчеты доходных и расходных операций, проверка полномочий по финансовым операциям и так далее.

По результатам проверки составляется итоговый отчет, который передается заказчику проекта. В отчете указываются обнаруженные ошибки, рекомендации по их устранению и вспомогательные сведения.

Если нужна более подробная информация по содержанию итогового отчета, можете ознакомиться с тематической статьей «Акт и заключение аудиторской проверки. Отчет по финансовому аудиту.»

Кто может выступать аудитором

Многим людям интересно — кто должен осуществлять внутренний финансовый аудит?

Кто может быть аудитором

По закону эту задачу могут брать на себя две категории лиц:

👉 Частные компании-аудиторы со статусом СРО. Они проводят проверку по стандартному алгоритму с привлечением всех необходимых бумаг. Такая проверка является более долгосрочной и дорогой, но она позволяет получить наиболее точные результаты.

👉 Частные аудиторы-предприниматели. В таком случае проверка выполняется по упрощенному алгоритму с привлечением лишь базовых документов. Подобный метод исследования дает хорошие результаты, быстрее выполняется и дешевле стоит, однако является менее точным.

Обязательно ли проводить аудит?

По закону большинство казенных учреждений должны проводить аудиторскую проверку 1 раз в году.

Реализация результатов внутреннего финансового аудита осуществляется вышестоящими учетными органами. За игнорирование этого правила предусмотрена административная ответственность по статье 19.5 КоАП.

Виды нарушений и наказание за них:

  1. Если главный администратор затягивает со сроками и не предоставляет необходимую документацию вовремя, то вышестоящие органы отправляют ему распоряжении о принудительном проведении аудиторской проверки. На данном этапе никаких штрафных санкций не предусмотрено.
  2. Если же это лицо проигнорирует приказ контролирующих органов, то его привлекут к административной ответственности. Наказание по статье 19.5 КоАП — 20-50 тысяч рублей штрафа либо дисквалификация на 1-2 года. Если преступление совершено повторно, то накажут по той же статье, однако наказанием будет дисквалификация на 2 года.

За непроведение аудита предусмотрены и более серьезные наказания — от крупных штрафов до лишения свободы.

Наказание за непроведенный аудит в казеном учреждении

Но на администраторов-бюджетников это де-факто не распространяется (хотя руководителей небюджетных организаций штрафуют достаточно часто).

Ведь в случае срыва сроков администратор может сразу «слететь» со своей должности, а для привлечения по более строгим статьям срыв по срокам должен быть достаточно большим. Поэтому по факту такое более строгие наказания не применяются.

Какие ошибки чаще всего допускают организаторы аудита?

Во время аудита главный администратор, аудитор и вспомогательный персонал могут допустить различные ошибки, которые будут искажать результаты исследований.

Ниже мы рассмотрим основные проблемы внутреннего финансового аудита.

Инициатором проверки выступает сам распорядитель

Выше мы уже выяснили, кто занимается внутренним финансовым аудитом:

  • Главный администратор казенного, бюджетного, автономного учреждения.
  • Представитель главного администратора по официальной доверенности.

Как видите, в качестве инициатора и контролирующего лица НЕ МОЖЕТ выступать распорядитель.

Если это все же произойдет (хотя вероятность такого сценария мала, поскольку сами аудиторы не хотят терять репутацию), то результаты проверки не будут признаны контролирующим надзорным органом. Сделано это для того, чтобы исключить возможность вмешательства распорядителя в проверку самого себя.

Не установлены полномочия контролирующий органов

Чтобы получить все необходимые документы на проверку, контролирующему органу должны быть выделены соответствующие полномочия.

Обычно они прописываются ✍️ во внутренних бумагах казенной организации. При этом сами бумаги формируются заранее, а при заключении договора полномочия лишь дублируются в аудиторском договоре.

Если полномочия не оговорены, это может привести к тому, что аудитор не получит нужные бумаги вовремя, что может привести к срывам сроков по составлению отчета.

В бюджет организации не заложены деньги на проведение аудита

По закону в большинстве случаев казенное учреждение должно иметь резерв, за счет средств которого будет осуществляться аудиторская проверка.

Выделить деньги на проведение проверок нужно заранее (чтобы на счетах оставалась необходимая денежная сумма).

Если денег 💲 по какой-либо причине не осталось, то администратору нужно обратиться за финансированием в вышестоящие органы, что может затянуть аудиторскую проверку и привести к срыву сроков сдачи отчетности.

По вопросам цен относительно аудита мы уже написали тематическую статью, в которой все необходимые вопросы были в деталях рассмотрены. Найти ее можно у нас на сайте «Примерные цены на различные виды аудитов»

Заключение

Итоги аудита

📌 Подведем итоги.

  1. Бюджетные, казенные и автономные учреждения должны проходить аудиторскую проверку, во время которой объектом проверки является распорядитель денежных средств.
  2. Во время проверки устанавливается законность выполнения тех или иных действий, проверяются сопроводительные документы, сверяется бухгалтерская отчетность.
  3. Проверка осуществляется сторонней организацией или частным аудитором на основании действий договора.
  4. При аудите желательно избегать ошибок, поскольку это может сделать отчет недействительным либо затянуть со сроками проверки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертиза || Аудит || Технадзор || Контроль
Добавить комментарий