Бюджетные риски при проведении внутреннего финансового аудита

Бюджетные риски при проведении аудита

При проведении проверки аудитор может обнаружить, что часть финансовых операций может быть сорвана по каким-либо причинам. Например, это может быть мошенничество, внешние обстоятельства, изменение динамики спроса и предложения.

Такие операции называют рисковыми, а на фоне внедрения риск-ориентированного менеджмента их поиск и анализ становится все более важной процедурой.

В нашей статье мы узнаем, какие бывают бюджетные риски при проведении внутреннего финансового аудита и что такое реестр бюджетных рисков (внутренний финансовый аудит).

Что такое бюджетные риски?

Бюджетный риск — это всякая финансовая операция компании, которая может провалиться в связи с различными обстоятельствами.

Риски могут иметь различную природу — от изменения рыночной конъюнктуры до коррупционных издержек (ключевые факторы мы более детально рассмотрим ниже).

Кто проводит аудит

Обнаружить их можно различными путями, а однако чаще всего устанавливается оценка бюджетных рисков при внутреннем финансовом аудите.

Оценка рисков позволяет решить следующие задачи:

✔️ Поиск уязвимостей, проблемных мест в экономической политике организации. Проблемы могут касаться различных сфер — например, закупка товаров, провал инвестиций, изменение конъюнктуры рынка, коррупционные издержки.

✔️ Составление детального перечня проблемных мест (такой список называют реестром, а перечень проблемных операций постоянно изменяется при проведении каждой аудиторской проверки).

✔️ Разработка мероприятий по устранению или снижению рисков. Использоваться могут как готовые решения, так и индивидуальные планы, адаптированные под конкретную ситуацию.

Обратите внимание, что в этой статье мы рассматриваем непосредственно бюджетные риски организации, которые можно выявить при аудите. Однако саму аудиторскую проверку мы рассматривать не будем — если же Вам нужны сведения о финансовом аудите, может прочитать тематическую статью на нашем сайте «Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи. Методы аудита финансовой отчетности.»

Кто и как определяет бюджетные риски?

Бюджетные риски обычно выявляет аудиторская организация при проведении аудиторского исследования компании (в добровольном порядке или на оснований требований закона).

Бюджетный риск

Помимо этого в структуре многих современных компаний часто имеется отдельный отдел внутреннего финансового аудита, который занимается мониторингом непосредственно рисковыми операциями, обновлением списка потенциально опасных операций.

Если рисковыми операциям занимается аудитор, то их перечень он включает в итоговый отчет. В итоговый документ также могут вноситься советы, рекомендации, позволяющие снизить рисковый потенциал проблемных операций.

Бюджетные риски по внутреннему финансовому аудиту могут определяться такими способами:

  1. Анализ бухгалтерской документации по расходным и доходным операциям компании в учетном периоде. Анализу подлежит себестоимость расходных товаров, емкость рынка, сезонный фактор и так далее.
  2. Анализ рыночной конъюнктуры в текущем периоде. В силу различных факторов спрос и предложение на рынке может меняться, что увеличивает или уменьшает риск относительно провалов по финансовым операциями.
  3. Проверка операций на соответствие текущему российскому законодательству. Многие аспекты бизнеса контролируется государством, а проверка операций может определить, не возникнут ли проблемы с законом у предпринимателя.
  4. Учет коррупционной составляющей. Даже самая надежная организация сталкивается с фактами коррупции и мошенничества, что следует учитывать при разработке финансовой политики компании.

Самым большим потенциальным риском обладают прибыль и убытки организации. Для его учетов часто используется аудит доходов и расходов компании, а узнать детальную информацию об этом формате проверки Вы можете на нашем сайте в статье «Аудит расходов и доходов организации или предприятия»

Что такое реестр бюджетных рисков и кто его ведет?

Реестр бюджетных рисков субъект внутреннего финансового аудита — это электронный документ или база данных, в которой содержатся сведения об основных бюджетных рискам организации.

Документ обычно представляет собой переработку отчетов по аудиторским проверкам. Закон однозначно не говорит о том, как именно и в каком виде следует вести рисковый реестр.

Однако в большинстве случаев он функционирует следующим образом:

👉 Руководитель организации создает отдельный отдел, который будет заниматься рисковыми операциями. Для регламентации деятельности издается положение об отделе внутреннего финансового аудита.

👉 Руководитель организации заказывает аудиторскую проверку, по результатам которой формируется итоговый акт-отчет, в котором содержит список основных рисков. Отчет передается в отдел по рискам.

👉 Сотрудники отдела создают базу данных или отдельный документ, который будет содержать основные риски компании. Этот документ формируется на основании данных из аудиторского отчета, а называют такой документ реестром.

👉 На основании выявленных рисков формируется политика, направленная на их минимизацию. По результатам внедрения политики заказывается новый аудит, а при исчезновении риска он удаляется из реестра.

Минимизация расходов

Обратите внимание, что итоговый акт-отчет содержит много других сведений помимо рисковых операций. Чтобы узнать о том, как формируется этот документ и какие данные он содержит, можете прочитать нашу тематическую статью «Акт и заключение аудиторской проверки. Отчет по финансовому аудиту.»

Основные категории рисков

Согласно правил Профстандарта по внутреннему финансовому аудиту различают несколько категорий рисков в зависимости от обстоятельств их возникновения.

Ниже мы рассмотрим основные категории более подробно.

Риски среды

В эту категорию включаются ситуации, которые могут привести к финансовым проблемам компании в связи с естественными законами экономики.

Основные примеры:

  • Изменение рыночной конъюнктуры. От спроса и предложения зависит итоговая прибыль организации, а в случае резкого изменения одного из этих показателей может изменяться выручка компании.
  • Инфляционные колебания. Большой вклад в прибыль организации вносит также уровень инфляции. Чем больше инфляция, тем ниже реальные (а не номинальные) доходы компании в учетном периоде.

Системные риски

Ряд проблем создает также структура бизнеса, которая сама по себе может также порождать определенные риски.

Риски системные

Перечислим основные:

  • Асимметрия в поступлении платежей. Прибыль в бюджет организации может поступать из разных источников с различной интенсивностью. Но расходные операции компания должна проводить с определенной периодичностью и точностью (например, выплачивать зарплаты и уплачивать платежи по кредитам).
  • Зависимость от внешних источников. Любой бизнес зависим от внешних источников, однако интенсивность этой зависимости может быть различной. Например, компания взяла много кредитов — в такой ситуации ее рисковый потенциал будет большим, а она будет зависима от обязательных платежей.

Роль случая

Определенный вклад могут делать случайные события, влияющие на бюджетный исход компании.

Это могут быть такие случаи — невозможность оценить ситуацию объективно, изменение результативности бюджета, форс-мажорные обстоятельства и так далее.

Отдельно стоит упомянуть о мошенничестве — от этих ситуаций не застрахован никто, но важно всегда иметь финансовые бюджеты на случай безвозвратных расходов.

Заключение

Итоги

💢 Подведем итоги.

  1. При планировании бюджета организации необходимо помнить о бюджетных рисках фирмы.
  2. Оценить их можно различными способами, но обычно для этого применяется внутренний финансовый аудит компании.
  3. Рекомендуется создать в своей компании структурный отдел, который будет заниматься рисками и вести реестр.
  4. Основные риски фирмы — средовые, системные и случайные.
  5. Рекомендуем ознакомится со статьей «Внутренний финансовый аудит в казенном учреждении»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертиза || Аудит || Технадзор || Контроль
Добавить комментарий