Внутренний финансовый аудит в казенном учреждении

Аудит главного распорядителя средств в казеном учреждении

Внутренний финансовый аудит в казенном учреждении имеет ряд отличий от обычной аудиторской проверки.

👉 Хотя задачи он решает стандартные — проверка правильности заполнения бумаг, соблюдение внутренних стандартов по закупкам, целевое расходование денежных средств и другие.

Но как осуществляется внутренний финансовый аудит для государственных учреждений? По какому алгоритму выполняется проверка? И кто может быть исполнителем аудиторской проверки? В статье эти вопросы будут в деталях рассмотрены.

Особенности финансового аудита для казенных учреждений

Казенные учреждения — это любые организации, которые получают финансирование из государственного бюджета. По закону необходимо ежегодное осуществление внутреннего финансового аудита таких организаций.

Объектом проверки является учетная документация финансового отдела, которым руководит главным администратор.

 

Аудит позволяет оценить правильность и достоверность заполнения бумаг, а также поиск бухгалтерских ошибок.

Некоторые другие особенности:

  • Инициатором проверочных работ также является администратор, а типовые сроки проверок обычно прописываются во внутренней документации организации.
  • Внутренний финансовый аудит в государственных органах касается как автономных организаций, так и отдельных структурных единиц в составе более крупных органов.
  • Примерами автономных образований могут быть школы и детские сады, которые функционируют по отдельности (хотя и существуют надзорные комиссии и органы).
  • Пример структурной единицы — избирательная комиссия по округу во время проведения парламентских выборов (такая комиссия подчиняется более крупным структурным единицам).

Внутренний финансовый аудит и аудит расходов и доходов организации или предприятия часто путают. Однако эти две проверки имеют ряд важных отличий. Если Вам нужна более подробная информация об проверке доходов и расходов, читайте нашу тематическую статью «Аудит расходов и доходов организации или предприятия.»

Что признается в качестве казенного учреждения?

Казенным учреждением признается любая организация, которая финансируется за счет средств государственного бюджета или муниципальных органов.

Аудит в казенных учреждениях

Например, заведение культуры, таможенные органы, избирательная комиссия, центры оказания административных услуг.

☝️ Тип учреждения на особенности аудиторских проверок не влияет.

Например, у Вас есть школа или избирательная комиссия — внутренний финансовый аудит в таком случае будет проводиться на стандартных основаниях.

Функционирование казенных учреждений регулируется государством. Основной регулирующий закон — 161 статья Бюджетного кодекса.

Важные особенности этой статьи:

  1. Некоторые казенные учреждения не получают доходы, а имеют только расходные операции (например, муниципальные школы). На правила проведения аудита это не влияет — для таких заведений аудит проводится по стандартной схеме в установленные законом сроки.
  2. Финансирование бюджетных организаций осуществляется через особое уполномоченное лицо, входящее в штат учреждения — это распорядитель. Деньги поступают на официальные счета организации в соответствии с планом бюджетного финансирования. Бюджетные перечисления могут иметь целевое или нецелевое назначение.
  3. Казенные организации обладают стандартным налогом на прибыль, если они ее получают. Уплата осуществляется по стандартному алгоритму — определение суммы налога в учетном периоде, подача декларации, фактическая уплата налогов в пользу государственного бюджета.

Как видите, казённое учреждение имеет множество особенностей функционирования, которые закреплены на законодательном уровне. Если Вам нужна информация об аудите коммерческих (негосударственных) организаций, то читайте другую нашу статью на сайте «Анализ и аудит финансовой отчетности предприятий. Внутренний финансовый аудит организации.»

Какие задачи решает аудиторская проверка в казенных учреждениях?

Аудит в государственных учреждениях

Финансовый аудит в казенном учреждении выполняет множество задач — перечислим основные из них:

✔️  Проверка бюджетной организации на соответствие регулирующим нормативно-правовым актам. Проверяется категория учреждения (образовательное, культурное, административное), его формат (с доходами или без), количество работников и другие важные параметры.

✔️  Проверка внутренних бумаг организации по всем доходным и расходным операциям. Это могут быть бюджетные заявки, сметы по доходам и расходам, чеки об оплате и так далее. Помимо этого аудитор проверяет обоснованность тех или иных финансовых операций, чтобы убедиться, что в заключении сделок не было личной выгоды.

✔️  Проверка финансовых показателей на соответствие лимитам по доходным и расходным операциям. Дело в том, что многие бюджетные организации контролируются путем установления лимитов. Если эти лимиты нарушены, могут последовать штрафные санкции, а аудит позволит узнать, были ли превышены лимиты или нет.

✔️  Поиск внутренних ошибок в бухгалтерской отчетности. Например, бухгалтер неправильно подсчитал итоговые расходы в учетном периоде либо забыл внести доходные операции. Помимо этого оценивается достоверность отчетностей, их соответствие реальному положению дел.

Кто может проводить проверку в государственном учреждении?

Проведение внутреннего финансового аудита обычно выполняют частные коммерческие организации, у которых есть разрешение на проведение аудиторских проверок. Это могут быть любые организации, у которых есть допуск СРО и в штате которых числятся сотрудники, способные взяться за такую работу.

Для проведения аудиторской проверки заключается договор, в котором определяются задачи, цели, особенности аудита. Стоимость проекта оговаривается заранее на основании стандартного прейскуранта цен.

Помимо частных компаний за планирование и проведение внутреннего финансового аудита могут и некоторые другие лица:

  • Частные эксперты-аудиторы. В данном случае проводится так называемая упрощенная организация внутреннего финансового аудита. Она позволяет выявить большинство бухгалтерских ошибок, однако обратите внимание, что не все бюджетные организации могут прибегать к упрощенному режиму проверки.

Кто может проводить аудит

  • Раньше проверку могли проводить государственные аудиторские организации с необходимыми разрешениями. Однако на сегодняшний день большинство таких структурных подразделений упразднено, поэтому к услугам государственных проверяющих лиц сегодня прибегают крайне редко.

Какие методы проверки используются?

Организация внутреннего финансового аудита подразумевает применение трех методов проверки — рассмотрим их более детально:

Камеральный метод

При таком способе главный администратор или его официальный представитель посещают аудиторскую компанию и передают все необходимые документы на проверку.

После этого аудитор проводит сверку бумаг и составляет итоговый отчет. Какие-либо дополнительные работы не проводятся — если каких-либо документов не хватает, аудитор запрашивает их по телефону, через интернет.

Камеральный подход практичен — руководителю организации достаточно собрать все бумаги и передать их аудиторской организации.

Выездной метод

В данном случае порядок обеспечения внутреннего финансового аудита в учреждении осуществляется по такому алгоритму. Главный администратор заказывает аудиторскую проверку лично или по телефону, аудиторы приезжают в центральный офис организации и проводят проверку.

Проверка обычно выполняется уже в офисе аудитора, хотя в некоторых случаях она может осуществляться прямо на месте (например, в случае небольших организаций).

Выездной метод является удобным, однако он не всегда является практичным — например, бухгалтер может быть занят, что создаст трудности с передачей бумаг.

Комбинированный метод

Данный государственный финансовый аудит подразумевает комбинирование камерального и выездного подхода.

Документы для аудита

Например, администратор или его официальный представитель передает лично бумаги будущему аудитору, а при необходимости проверяющее лицо может выполнить выезд, чтобы собрать недостающие документы или проверить некоторые отчетности.

Комбинированный метод является основным, а на практике он используется чаще всего, поскольку позволяет собрать все необходимые сведения.

По какому алгоритму проводится аудиторская проверка?

Порядок осуществления управлением образования внутреннего финансового аудита будет стандартным. Обычно он состоит из трех этапов — это предварительные работы, фактический аудит и составление итоговой декларации. Ниже мы каждый из этапов рассмотрим более подробно.

Заключение договора и предварительное планирование

На начальном этапе руководитель субъекта внутреннего финансового аудита (обычно это главный администратор) составляет приказ о проведении аудита.

При необходимости может созываться комиссия по внутреннему финансовому аудиту, хотя в большинстве случаев эта процедура не требуется. После этого он находит аудиторскую организацию и составляет с ней договор о проведении предстоящих работ.

В договоре отражается множество сведений — перечислим ключевые из них:

  • Цели, задачи и формат проведения аудиторской проверки. Именно здесь прописывается, каким способом будет проводиться аудит и на какие вопросы он должен дать ответ.
  • Стоимость проведения работ. В большинстве случаев стоимость аудита оговаривается заранее, а для выполнения работ казенное учреждение обязано оплатить работы заранее в полном объеме либо по модели аванса.
  • Сроки проведения аудита. Аудиторская проверка обычно занимает несколько дней, хотя в некоторых случаях проверочные работы могут затянуться на несколько недель.

Фактическое проведение аудиторской проверки

После заключения договора аудиторской организации передаются все необходимые бумаги на проверку. Компания-аудитор обычно распределяет работы между несколькими работниками, чтобы ускорить проверку.

Распределение обязанностей по аудиту

Сюда включается множество работ — это проверка расходных и доходных смет, изучение бюджетных заявок, пересчет данных по доходным операциям и другие. Помимо этого анализируется перемещение денежных средств, оценивается целесообразность расходных операций, оценивается целесообразность применение текущего налогового режима.

Составление акта и заключения

По завершении работ составляется две бумаги — акт и заключение (иногда их объединяют в один документ):

  • Акт. Содержит перечень обнаруженных ошибок. Также проводится их анализ, указываются вероятные причины их возникновения.
  • Заключение. Тут дается итоговое заключение по аудиту, а также перечисляется список советов и рекомендаций относительно того, как улучшить финансовое положение компании и избежать ошибок в будущем.

Обратите внимание, что составление акта и заключения мы рассмотрели лишь в общих чертах. Если Вам нужны более подробные сведения, Вы можете найти дополнительную информацию в статье «Акт и заключение аудиторской проверки. Отчет по финансовому аудиту.»

Ответственность за отсутствие внутреннего аудита организации

По закону аудиторскую проверку инициирует главный администратор казенного учреждения, а проверка должна проводиться минимум один раз в год.

По завершении аудиторских работ итоговая копия отчета должна быть передана в контролирующие органы.

Само отсутствие проверочных работ не является правонарушением, однако является основанием для составления контролирующим органом приказа на проведение аудиторской проверки. Если главный администратор проигнорирует это требование, то это будет считаться нарушением Бюджетного кодекса РФ.

 

Административная ответственность за непроведение внутреннего финансового аудита по статье 19.5 КоАП
Если правонарушение было совершено впервые
Штраф 20-50 тысяч рублей либо дисквалификация на 1-2 года с должности
Если правонарушение было совершено повторно
Дисквалификация на 2 года с должности без наложения штрафных санкций

Заключение

💢 Подведем итоги нашей статьи.

  1. Все казенные учреждения вне зависимости от типа деятельности обязаны проводить аудит по финансам минимум 1 раз в году.
  2. Он применяется для решения многих целей — поиск ошибок в бухгалтерских документах, оценка целесообразности бюджетных расходов, проверка документации на достоверность и другие.
  3. Организация и осуществление внутреннего финансового аудита ложится на администратора организации.
  4. Порядок проверки стандартный — заключение договора с аудитором, фактический аудит, составление итоговой декларации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертиза || Аудит || Технадзор || Контроль
Добавить комментарий